СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОЖДЕСТВЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
« |
24 |
» |
ноября |
2016 г. |
№ |
46 |
«Об утверждении Порядка проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования» |
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», Уставом Рождественского сельского поселения,
Совет депутатов Рождественского сельского поселения
РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения мониторинга правоприменения муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района.
2. Определить в качестве органа, уполномоченного на проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов органов местного самоуправления администрацию Рождественского сельского поселения.
3. Решение вступает в силу с момента его официального опубликования.
Глава
Рождественского сельского поселения М.Е.Заславский
Приложение
к решению Совета депутатов Рождественского сельского поселения № 46 от 24.10.2016 г.
Порядок организации и проведения мониторинга правоприменения муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования Рождественского сельского поселения гатчинского муниципального района
Статья 1. Общие положения
1. Под мониторингом правоприменения нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО (далее — мониторинг) понимается комплексная и плановая деятельность, осуществляемая администрацией муниципального образования (далее – Уполномоченный орган) в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО
— Решений Совета депутатов МО Рождественского сельского поселения (далее – Совет депутатов),
— Постановлений администрации МО Рождественского сельского поселения.
2. Правовой основой проведения мониторинга являются:
— Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге
правоприменения в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 N 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»
— Областной закон Ленинградской области от 21.12.2010 N 81-оз «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области»;
— областной закон Ленинградской области от 17.06.2011 N 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области» и настоящий нормативный правовой акт (далее — Порядок).
Статья 2. Цели и задачи проведения мониторинга
1. Мониторинг проводится в целях:
— выявления соответствия достигаемых при реализации нормативных правовых актов муниципального образования результатов тем, которые планировались при их принятии;
— своевременного устранения коррупциогенных факторов, пробелов и недостатков
правового регулирования, противоречий между нормативными правовыми актами муниципального образования равной юридической силы;
— определения эффективности действия нормативных правовых актов муниципального образования, а также совершенствования правовых механизмов,
повышения качества принимаемых органами местного самоуправления муниципального образования нормативных правовых актов;
— выявления, устранения и предотвращения нежелательных последствий действия
нормативных правовых актов муниципального образования;
— совершенствования правовых актов муниципального образования.
2. Задачами проведения мониторинга являются:
1) обеспечение систематизации правовых актов муниципального образования;
2) обеспечение контроля за реализацией нормативных правовых актов муниципального образования;
3) выявление причин, препятствующих исполнению нормативных правовых актов муниципального образования, и подготовка предложений по их устранению, а также выработка мер по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции;
4) анализ и оценка соответствия практики реализации нормативных правовых актов муниципального образования планируемому результату правового регулирования;
5) выявление противоречий, коллизий, дублирования и пробелов в нормативных правовых актах муниципального образования, определение эффективности действия правовых норм с целью совершенствования нормативных правовых актов муниципального образования;
6) формирование перспективных направлений и создание результативного механизма законотворческой деятельности, а также разработка предложений по повышению качества правотворческого процесса;
7) повышение эффективности исполнения (применения) нормативных правовых актов Ленинградской области
8) получение информации о потребностях правового регулирования определенного комплекса общественных отношений;
9) определение полноты урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления муниципального образования.
3. В ходе мониторинга осуществляется оценка эффективности реализации нормативных правовых актов муниципального образования как показателя достижения социально значимого результата в соответствующей сфере общественных отношений.
Статья 3. Принципы мониторинга
Принципами мониторинга являются:
— плановость;
— непрерывность;
— целенаправленность, системность и комплексность;
— полнота, всесторонность и объективность (мониторинг проводится путем широкого изучения официальной информации о реализации нормативных правовых актов муниципального образования, судебной практики по вопросам их применения);
— гласность (информационная открытость).
Статья 4. Виды мониторинга нормативных правовых актов муниципального образования
1. Основными видами мониторинга являются:
1) текущий;
2) оперативный.
2. Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли законодательства и группы нормативных правовых актов муниципального образования
3. Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов муниципального образования.
4. По объему анализируемых нормативных правовых актов муниципального образования различаются:
— мониторинг отдельно взятого нормативного правового акта муниципального образования;
— мониторинг группы нормативных правовых актов муниципального образования, комплексно регулирующих отдельную сферу общественных отношений;
— мониторинг правовых актов муниципального образования в целом.
Статья 5. Инициаторы проведения мониторинга
Инициаторами проведения мониторинга могут выступать депутаты Совета депутатов, Глава МО, Глава администрации МО.Решение о проведении мониторинга принимается:
а) в отношении Решений Совета депутатов — председателем Совета депутатов – Главой МО;
б) в отношении постановлений администрации МО — Главой администрации МО».
Статья 6. Планы проведения мониторинга
План проведения мониторинга нормативных правовых актов Совета депутатов составленный на основе предложений инициаторов, перечисленных в статье 5 настоящего Порядка, утверждается ежегодно до 1 марта решением Совета депутатов.
План проведения мониторинга нормативных правовых актов администрации МО, составленный на основе предложений инициаторов, перечисленных в статье 5 настоящего Порядка, утверждается ежегодно до 1 марта постановлением администрации МО.
Планами, предусмотренными абзацами 1 и 2 настоящей статьи, определяются:
1) наименование и реквизиты нормативного правового акта (нормативных правовых актов), мониторинг которого (-ых) планируется осуществить;
2) вид мониторинга;
3) сроки проведения мониторинга;
4) иные данные, дополнительные показатели в случае их необходимости.
4. По инициативе субъектов, перечисленных в статье 5 настоящего Порядка, может осуществляться мониторинг нормативных правовых актов, не включенных в утвержденные планы проведения мониторинга. Мониторинг таких документов проводится на основании принятого решения Совета депутатов или постановления администрации МО.
Статья 7. Исполнители проведения мониторинга
Исполнителем при проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования является Уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в целях обеспечения всестороннего и полного проведения мониторинга в соответствии с законодательством вправе:
— привлекать к данному процессу государственные и муниципальные учреждения, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации, независимых экспертов;
— направлять запросы о предоставлении информации, содержащей данные о реализации муниципальных нормативных правовых актов,
Проведение мониторинга может сопровождаться:
— проведением «круглых столов», депутатских слушаний, совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на достижение целей мониторинга;
— образованием рабочих групп из числа депутатов Совета депутатов, представителей иных органов местного самоуправления, организаций, независимых экспертов, а также иных лиц, чье участие в деятельности рабочих групп будет сочтено целесообразным.
Статья 8. Организация проведения мониторинга
1. Уполномоченный орган проводит мониторинг нормативных правовых актов в соответствии с методикой проведения мониторинга (статья 10 настоящего Порядка).
2. При проведении мониторинга дается оценка показателям, по которым оценивается информация о практике применения нормативных правовых актов.
Статья 9. Информация, используемая при проведении мониторинга
1. При проведении мониторинга используются:
— практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
— практика деятельности органов местного самоуправления, их комиссий, комитетов и рабочих групп;
— информация о практике применения нормативных правовых актов муниципального образования, поступившая от органов государственной власти, органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления;
— информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных
организаций;
— информация, почерпнутая из средств массовой информации;
— информация, поступившая от граждан;
— итоговые документы депутатских слушаний, «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления;
— информация, поступившая из иных официальных источников.
2. При осуществлении мониторинга помимо видов информации, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть использованы, в том числе следующие виды информации:
— статистическая информация;
— социологическая информация, формируемая на основе данных социологических исследований, в том числе опросов общественного мнения.
Статья 10. Методика проведения мониторинга
При проведении мониторинга должны быть определены следующие элементы юридической характеристики нормативного правового акта муниципального образования:
— предмет правового регулирования нормативного правового акта муниципального образования, его цели (задачи);
— общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений (перечень нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие общественные отношения, место исследуемого нормативного правового акта муниципального образования в системе указанных нормативных правовых актов);
— круг лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта муниципального образования, их права и обязанности;
— перечень уполномоченных нормативным правовым актом муниципального образования органов местного самоуправления и должностных лиц, а также их компетенция;
— опубликование (обнародование) нормативного правового акта муниципального образования (дата и источник официального опубликования, дата вступления в силу);
— ответственность за нарушение нормативного правового акта муниципального образования, иные меры правового воздействия в отношении субъектов исследуемых правоотношений и практика их применения.
В ходе наблюдения за реализацией нормативного правового акта муниципального образования Уполномоченный орган осуществляет сбор, обработку и систематизацию информации, имеющей отношение к решению задач мониторинга.
Наблюдением за реализацией нормативного правового акта муниципального образования являются:
— информация о правоприменительной практике органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц;
— информация о содержании обращений граждан, поступающих в органы местного самоуправления, касающиеся практики применения нормативного правового акта;
— информация об оспаривании нормативного правового акта в судебном порядке, принятых решениях (постановлениях) и результатах их исполнения;
— информация о судебной практике, мерах прокурорского реагирования, иные данные правоохранительных органов, касающиеся применения нормативного правового акта;
— акты официального толкования;
— информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
— резолюции научно-практических конференций, научно-практических семинаров, рекомендации депутатских слушаний и «круглых столов», экспертные заключения, мнения ученых, специалистов;
— информация официальных статистических данных;
— итоги выездных встреч и совещаний;
— информация, почерпнутая из средств массовой информации.
Критериями оценки эффективности реализации нормативного правового акта муниципального образования являются:
— актуальность нормативного правового акта;
— соответствие нормативного правового акта федеральному законодательству и законодательству Ленинградской области;
— реальность исполнения норм, в том числе их финансовая обеспеченность (социально-экономический эффект, достижение установленных нормативным правовым актом целей);
— результативность принятия нормативного правового акта;
— организационная, кадровая обеспеченность реализации нормативного правового акта;
— предложения по повышению эффективности реализации нормативного правового акта.
При проведении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов муниципального образования обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
— несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
— наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
— несоблюдение пределов компетенций органа местного самоуправления при издании нормативного правового акта;
— искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации законов Ленинградской области при принятии нормативного правового акта муниципального образования «Тарусский район»:
— наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
— неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
— коллизия норм права;
— наличие ошибок юридико-технического характера;
— использование положений нормативных правовых актов в качестве основании совершения юридически значимых действий;
— искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;
— неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
— использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов местного самоуправления;
— наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов;
— количество и содержание обращений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;
— количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;
— количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения.
В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
— несоблюдение пределов компетенции органа местного самоуправления при издании нормативного правового акта;
— неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;
— наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
— наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах;
— количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченными органами;
— количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;
— сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;
— количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
— количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами муниципального образования равной юридической силы при осуществлении мониторинга обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
— наличие противоречий между нормативными правовыми актами муниципального образования общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
— наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
— наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;
— наличие противоречий в нормативных правовых актах муниципального образования, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
— наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах;
— количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов муниципального образования, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.
Статья 11. Результаты мониторинга
По окончании проведения мониторинга в срок не позднее 01 марта исполнители мониторинга готовят информацию о результатах мониторинга, а также предложения:
— в планы нормотворческой и контрольной деятельности органов местного самоуправления;
— о необходимости принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов муниципального образования;
— об обращении в Законодательное Собрание Ленинградской области для использования права на принятие (издание), изменения или признания утратившими силу (отмены) законов;
— о мерах по совершенствованию нормативных правовых актов муниципального
образования;
— о мерах по повышению эффективности правоприменения;
— о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции:
— о проведении разъяснительных и информационных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации нормативных правовых актов муниципального образования;
— иные предложения, направленные на совершенствование нормативных правовых актов, основанные на результатах мониторинга.
Информация о результатах мониторинга и предложения направляются в органы местного самоуправления или должностным лицам, принявшим решение о проведении мониторинга.
Информация о проведении и результатах мониторинга, а также о мерах по реализации результатов мониторинга размещается органами местного самоуправления на их официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://roadm.spb.ru/
Приложение к порядку
организации и проведения
мониторинга правоприменения
муниципальных нормативных правовых
ПЛАН
МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
НА 2017 ГОД
Отрасль (подотрасль) законодательства либо группа нормативных правовых актов, мониторинг которых планируется осуществить |
Наименование органа местного самоуправления |
Иные данные |
Сроки мониторинга |
|